Азбука MS42/MS43: Основы прошивки MS43. Краткое руководство по тюнингу.

карта зажигания
В двух предыдущих статьях рассматривались чтение/запись прошивки из MS42/MS43 и основные сокращения инженерной карты (damos). Эта статья посвящена основам тюнинга блока. Будут рассмотрены основные карты и параметры прошивки, необходимые для отстройки нестандартного (модифицированного) мотора M52Tu и M54. Все параметры подразделены на 4 основные категории:

  1. Общие сведения
  2. Топливо/смесь
  3. Зажигание
  4. Тайминги/Vanos

Все примеры к статье сделаны в редакторе WinOls

Общие настройки

Калибровочные данные прошивки MS43 начинаются с адреса 0x70000.
Версия софта находится в начале калибровок и повторяется 3 раза. По умолчанию, в редакторе WinOls значения по нужному адресу иллюстрируются в виде баров. Для того чтобы увидеть цифровые значения версии софта, необходимо переключиться в режим ASCII нажав правой кнопкой мыши в поле дампа и выбрав «ASCII».
bar_to_ascii

версия софта в прошивке MS43

VIN лежит в зашифрованном виде , но его можно найти по стартовым байтам — «20 2C A3». VIN занимает 19 байт, начиная с «20». Сам номер -18 байт, 19-ый контрольная сумма.

VIN

ISN расположен в области адреса 0x3ED0 и занимает 6 байт. ISN легко найти по предшествующим «FF FF» байтам и отдельно стоящим значимым 6 байтам самого ISN (см. иллюстрацию).
Для приведения ЭБУ к заводскому(начальному) состоянию, в область ISN нужно записать «FF FF FF FF FF FF». «Чистая» область ISN позволяет привязывать любой ЭБУ MS43/MS42 к любому рабочеу EWS с помощью INPA. При проведении операции синхронизации в INPA, ЭБУ скопирует данные ISN из EWS в свою прошивку и будет проведена синхронизация в штатном режиме. Данный метод хорош при отсутствии средств программирования EWS, но требуется синхронизировать иммобилайзер от другой машины.
ISN

Топливо/смесь

Siemens MS42/MS43 имеют обширный набор настроек впрыска топлива. Такое разнообразие и гибкость позволяют откалибровать блок практически под любые задачи.
Основные константы:
C_TI_MIN_IV — минимальное время впрыска в мсек. Контроллер никогда не откроет форсунку меньше чем на заданное время. Как правило равно — 0.352 мсек.

IP_TIB (12×16) — базовый впрыск в мсек. По сути -статика форсунок.
Ось 1 — обороты
Ось 2 — расход воздуха (гр/сек)
Стоковая таблица для мотора 2.2 BMW выглядит следующим образом
IP_TIB
Если требуется скорректировать смесь, то начать стоит с этой карты. От этой величины отталкиваются все расчеты по времени впрыска в штатном режиме работы, когда исправен датчик расхода воздуха. В случае неисправности ДМРВ, ЭБУ получает значение расхода воздуха по карте IP_MAF_1_DIAG.

IP_MAF_1_DIAG(16×16). Прогноз(получение) расхода воздуха по положению дросселя.
Карта работает при наличии проблем с ДМРВ.
Ось 1 — обороты
Ось 2 — tps, положение дросселя

Это так называемая карта alpha/n. Многие  тюнеры используют её при установке многодроссельного впуска и, соответственно, удалении ДМРВ из системы.  При данном подходе, нагрузка на мотор(расход воздуха)  рассчитывается очень неточно и как следствие, выходная  топливовоздушная смесь и зажигание оставляют желать лучшего.

IP_MAF_1_DIAG

 

 

IP_TI_ADD_DLY (1×8) динамика форсунок.
Карта отображает время открытия форсунки в зависимости от напряжения на аккумуляторе. Для качественной настройки карту необходимо править при установке инжекторов отличных от заводских или изменении давления в топливной рампе.
Давление выше — больше время открытия форсунки .
Напряжение в сети выше — ниже время открытия форсунки.
динамика форсунок

Зажигание

Частичные и полные нагрузки

IGAB_IVVT  —  угол зажигания на частичных и полных  нагрузках при работающем vanos. Это расчетная величина (переменная), которая используется для дальнейших вычислений целевого УОЗ( IGA). Формула раcчета:

IGAB_IVVT =  (IP_IGA_TCO_1_PL_IVVT__N__MAF  —  IP_IGA_TCO_2_PL_IVVT__N__MAF) * IP_FAC_PL_IVVT__TCO__TCO_ST +                                                                                 IP_IGA_TCO_2_PL_IVVT__N__MAF

IP_IGA_TCO_1_PL_IVVT__N__MAF  —  карта УОЗ при холодном моторе (TCO1)

IP_IGA_TCO_2_PL_IVVT__N__MAF  —  карта УОЗ при горячем моторе(TCO2)

В версии a2l для 430056 значится 2 карты с RON_91 и RON_98. Т.е. есть версии MS43 где отталкиваются от RON_91 и RON_98. В зависимости от адаптаций по детонации, блок переключается (при прогретом моторе) на 91-ую или 98-ую карту.

IP_FAC_PL_IVVT__TCO__TCO_ST    — фактор (вес) разницы между этими двумя картами (для TCO1 и TCO2).

При расчетах целевого IGA  стоит учитывать: температурную коррекцию IP_IGA_MAF_N__N__MAF* IP_FAC_TIA_TCO__TCO__TIA и переходный угол воспламененияID_IGA_TRA_KNK_N_MAF*ID_FAC_IGA_TRA_TIA

Т.е. суммарный УОЗ (IGA) получается по формуле:

IGA   =  IGAB_IVVT + (IP_IGA_MAF_N__N__MAF  IP_FAC_TIA_TCO__TCO__TIA) + (ID_IGA_TRA_KNK_N_MAF  ID_FAC_IGA_TRA_TIA)

При тюнинге стоит крутить  карты IP_IGA_RON_91_PL_IVVT__N__MAF и IP_IGA_RON_98_PL_IVVT__N__MAF  для прогретого мотора и 91-го, 98-го октана соответственно.

Старт

IP_IGA_ST__N  —  карта УОЗ на старте,

IP_IGA_TCO_ST__TCO   — коррекция УОЗ на старте

IGA (на старте) =  IP_IGA_ST__N + IP_IGA_TCO_ST__TCO

Частое изменение дросселя

IP_IGA_PU__N__TCO —  УОЗ при перемещения дросселя, так называемый tralling trottle.

Холостой ход

Базовый УОЗ  на ХХ при рабочем VANOS:

вычисляется   на основании 2-ух карт IP_IGA_TCO_1_IS_IVVT__N__MAF  и IP_IGA_TCO_2_IS_IVVT__N__MAF для  холодного (TCO1) и прогретого (TCO2) мотора соответственно и в соответствии с фактором из карты  IP_FAC_IS_IVVT__TCO__TCO_ST.

В случае отказа VANOS, блок перемещает валы в крайние положения, выставляет ошибку и УОЗ на ХХ расчитывается по карте   IP_IGAB_IS__N__MAF.

_iga_optm_  — карты, расчета оптимального УОЗ при работе антипробуксовочной системы, переходных режимов при переключении передач и тому подобных в которых требуется погасить момент, уменьшив УОЗ. Т.е. система расчитывает оптимальный момент для антибукса (например) и на основаниии этого оптимального момента выбирает максимально возможный УОЗ — iga_optm  . При тюне эти параметры лучше не трогать.